Создание Митридатской лестницы

В Российской империи в начале XIX века мода на античность. Керченский губернатор Стемпковский заражает современников интересом к изучению Боспорского царства.

Стемпковский организует раскопки, собирает музейные коллекции. Практически, с нуля строит русскую классическую археологию. С его подачи на горе Митридат археологи копают древний Пантикапей.

Любопытные горожане хотят прогуливаться к раскопкам. Но гора крутая и подниматься неудобно.

Рисунок колонн пританея на раскопках Пантикапея в Керчи

Колонны на рисунке выше стояли по периметру пританея, государственного совета Пантикапея.

Построены во II веке до н.э.

Рисунок остатков античной стены на раскопках Пантикапея

Со времен античности в Керчи все строят из ракушечника

В Музее древностей собирали находки с керченских раскопок.

В хорошую погоду колоннада музея была отлично видна со всех кораблей Керченского пролива.

Рисунок керченского музея древностей в виде гефестиона

Керченский архитектор Александр Дигби проектирует монументальную лестницу. Она ведет к верхней террасе горы. Соединяет новый и древний центры Керчи.

Старый центр и древнюю античность будет символизировать копия афинского храма Гефеста.

Здание проектирует одесский архитектор Георгис Торичелли. Туда должен заселиться недавно созданный керченский Музей древностей.

В Музее древностей собирали находки с керченских раскопок.

В хорошую погоду колоннада музея была отлично видна со всех кораблей Керченского пролива.

Рисунок керченского музея древностей в виде гефестиона
Рисунок часовни Стемпковского

Часовню спроектировали в неоклассическом стиле

Иван Алексеевич Стемпковский начинает превращать Керчь из заштатной турецкой крепости в новый русский город.

Планирует площади и улицы, закладывает Казенный сад, расширяет торговый порт. Создает Уездное училище, начинает строительство Свято-Троицкого собора и католического костела.

Стемпковский умер в 1832, завещав похоронить себя на горе Митридат.

Оставил крупную сумму для возведения часовни на месте своего упокоения.

Рисунок часовни Стемпковского

Часовню спроектировали в неоклассическом стиле

Рисунок-скетч часовни Стемпковского

Граждане Керчи решили похоронить губернатора на самом видном месте горы и города, на вершине Митридата. Включив часовню в архитектурный комплекс Митридатской лестницы.

Во время Великой Отечественной войны часовня сильно пострадала. От нее осталась одна стена. И ее снесли в 1944.

Но фундамент со склепом Стемпковского оставался нетронутым до 2020, хотя и считался утраченным.

Во время последней реставрации лестницы его нашли и провели раскопки.

К сожалению, конкретных планов по восстановлению часовни пока нет. Но общественные и музейные деятели не оставляют надежды на полное восстановление комплекса Митридатской лестницы.

Рисунок-скетч часовни Стемпковского

Первый ярус лестницы построили в 1833 году.

Он определил направление оси, на вершине которой в 1834 возвели часовню-мавзолей Стемпковского.

В 1835 появилось здание Музея древностей.

В 1839 — 1841 второй и третий ярус лестницы.

Четвертый ярус, идущий до вершины, был построен в советское время.

Рисунок горы Митридат с лестницей, музеем древностей и часовней Стемпковского

Так выглядел комплекс Митридатской лестницы в конце XIX века

Продолжение истории — «Почему Митридатская лестница 130 лет была без украшений»